Стасис Альгирдис Красаускас (Krasauskas Stasys, 1929-1977) -литовский график. С 60-х годов эмблемой одного из самых популярных всесоюзных литературно-художественных журналов "Юность" стала литогравюра Стасиса Красаускаса. Юное, нежное девичье лицо рождалось в таинственном переплетении встревоженных дуновением ветра линий-веточек, а один из листочков преображался в загадочную улыбку. Сама весна улыбалась нам, и в застойные 70-е привнося дух недавней оттепели 60-х.
Превращая образы в символы и метафоры, что бы ни воплощал Стасис Красаускас - космические метаморфозы поэзии Э. Межелайтиса или трагическую реальность "Вечно живых", человека или птицу,- он был заворожен тайной движения, которое стремился передать не только в пластике, но даже в настроении своих образов. Одна из выполненных им в 70-е годы графических серий так и называлась - "Движение". В этих автоцинкографиях Красаускас как в замедленной съемке показал остановленные мгновения движения спортсменов - баскетболиста, вратаря, гандболиста. И это не просто наблюдение художника. Мало кто знает, что Красаускас сам много лет отдал спорту, был профессиональным спортсменом.
А родился Стасис Красаускас 1 июня 1929 года в Каунасе. Там же окончил среднюю общеобразовательную школу. В 1948- 1952 годах учился в Вильнюсском государственном институте физкультуры и спорта, восемь раз завоевывал звание чемпиона Литовской ССР по плаванию в заплывах на разные дистанции и в разных стилях.
Но тяга к искусству победила. И в 1952 году он поступил в Государственный художественный институт Литовской ССР в Вильнюсе и окончил его в 1958 году, получив диплом с отличием. В 1953 году женился на чудесной женщине Ниеле Лещу-кайтите, которую не раз рисовал и чей образ незримо присутствовал во многих его работах. В 1955 году у него родилась дочь Раса, а в 1960-Аисте. С 1961 года Стасис Красаускас начал преподавать в Государственном художественном институте Литовской ССР, а в 1962-м получил бронзовую медаль на Международной выставке книжного искусства в Лейпциге. Этой награды он был удостоен за иллюстрации к поэме Э. Межелайтиса "Человек", которые, как и сделанные приблизительно в это же время иллюстрации к поэме Ю. Марцинкявичюса "Кровь и пепел", стали ключевыми во всем творчестве литовского гра- фика. В них впервые в полную силу прозвучала главная тема его творчества - преодоление страданий во имя осуществления великой мечты о счастье. В этих работах гармонично были соединены две пластические системы - плоскостно-линеарная и скульптурно-объемная. В музыкальных, пластически выверенных линиях его гравюр трепетно, чувственно воплощаются даже сложные философские идеи,' метафоры, поэтические обобщения.
Сильные крестьянские руки защищают в пространстве не только Земли, но, кажется, и всей Вселенной фигурку народного "бога". Это очень созвучно строкам Э. Межелайтиса:
В шар земной упираясь ногами,
Солнца шар я держу на руках.
Я-как мост
Меж землей и солнцем...
Именно в 50-е годы литовские художники как бы наново открыли для себя традиционную народную культуру, резьбу по дереву, деревянную скульптуру. При внешней статичности, сдержанности, во всех произведениях Красаускаса проявляются характерные для литовской народной традиции экспрессия и пластическая выразительность. С самого начала Красаускас пробовал себя в рисунке, потом в эстампе, книжной графике. В 50-е годы именно в рисунке больше всего начала проявляться его индивидуальность.
Постепенно переосмысление литературных образов стало главным направлением его творчества.
Иллюстрируя Межелайтиса, Красаускас даже линией подчеркивает ритмическое единство человека с природой. Округлость женского тела вызывает у него ассоциацию с округлостью яблока. А нежно стекающие волосы - с переплетением ветвей...
Как считают искусствоведы, именно с иллюстрациями к поэме Межелайтиса генетически связаны более поздние работы Красаускаса. Икар стал внутренним прообразом серии "Полет", а Ева - иллюстративного цикла "Рождение женщины".
В 1961-1963 годах в творчестве Красаускаса можно выделить Два направления пластических поисков. С одной стороны, в серии "Материнство" акцентируется материальность, скульптурный объем и даже массивность формы. С другой, например, в линогравюре "К звездам" делаются главными штрих, линия.
Объем как бы дематериализуется, а штрих указывает траекторию движения предмета. Таким образом, женщина остается для художника символом жизни, а мужчина - символом творчества.
В это время Красаускас проиллюстрировал поэму Р. Рождественского "Реквием" и книгу Э. Межелайтиса "Кардиограмма".
В 1964 году художник выполнил серию линогравюр "Песнь песней", в которой вновь, как в иллюстрациях к "Реквиему", подчеркнута одна из главных в философской системе Красаускаса мыслей - жизнь вырастает из смерти.
Плоскостное и глубинное видение соединяются в серии эстампов Красаускаса "Детские открытия". С традициями эпохи Возрождения связан стиль иллюстраций к книге А. Венцловы "Знаешь ли ты тот край?".
Красаускас часто ездил в творческие командировки, в 1966 году появилась серия его эстампов "Дальний Восток". В том же году он работал над сериями иллюстраций к "Авиаэтюдам" Э. Межелайтиса, "Песни песней" царя Соломона и к "Сонетам" В. Шекспира. Традиции европейского экспрессионизма переосмыслены Красаускасом в иллюстрациях к книге Ю. Марцинкявичюса "Стена".
В серии литографий "Лето" предметы и образы как бы растворяются в солнечном свете, а в выполненной в 1968 году серии эстампов "Окна" и иллюстрациях все громче, выразительней звучит тема окрыленности человека.
В конце 60-х годов в творчестве Красаускаса начали звучать трагические ноты. В рисунке "Материнство" главной делается не радость, а ужас перед тем, какие страданий могут выпасть на долю ребенка.
Красаускас создал много своих автопортретов, но особенно глубок его автопортрет "Кто я?". Здесь внешне физически сильный человек как бы скован внутренним своим бессилием от неразрешимости вопроса о своем назначении в этом мире и вообще о цели всего бытия.
И если литографии "Лето" 60-х годов были полны оптимизма, уверенности в своей силе, ощущения полноты жизни, то выполненная в 1971 году серия гравюр "Движение" заключает в себе внутренний драматизм. Каждое движение здесь - преодоление мускульного нервного напряжения. Близки по настроению к "Движению" и эстампы "Бегство от себя", "Земля и небо".
"Этюды на свободную тему" можно считать продолжением полных жизни иллюстраций к "Песни песней" царя Соломона, а вот серия эстампов "Полет" в творчестве Красаускаса - одна из самых мрачных. Ужас бытия в том, что человек, который Сначала мечтает, а потом пробует избавиться, вырваться из оков земного притяжения и взлететь, неминуемо встретится с парящей над землей безжалостной птицей зла... Эта птица ассоциативно связана с той, что была в серии Чюрлениса "Знаки зодиака".
В творчестве Красаускаса постоянно звучала тема земного предназначения мужчины и женщины. "Куда идешь, человек?" - спрашивает он в выполненной в 1973 году серии станковых автоцинкографий. Сильный, могучий мужчина сам приходит в ужас от сотворенных им бед. На плечах искалеченного титана - такой хрупкий, еще живой земной шар... Цикл автоцинкографий "Рождение женщины" - это поэма о красоте жизни, о гармонии бытия. Именно женщина воспринимается художником как одухотворенный образ вечного бытия.
В годы Второй мировой войны он был еще ребенком, но величайшая трагедия XX века осталась незаживающей раной, шрамом на его сердце. Всю жизнь он пытался понять причины страшных заблуждений человека, причины жестокости.
В 1975 году Стасис Красаускас создал, пожалуй, самую знаменитую свою серию - цикл эстампов "Вечно живые".
Здесь образы предельно обобщены, приподняты над конкретно-земным их значением, чувствуется безграничная вера в торжество жизни над смертью. Лежащий в земле погибший солдат будто не умер, а уснул. И над ним - тревожные и прекрасные видения - его сны, его земная жизнь, его неосуществленные мечты... Прекрасные женщины с глубокой печалью и скорбью в глазах, его товарищи-солдаты, с которыми шел он в бой, чудный конь, оседлать которого он, лежащий, бессилен... Как раз в это время Красаускас тяжело заболел и 10 февраля 1977 года его не стало.
Последней работой Красаускаса были иллюстрации к книге Л. Левчева "Пристрастия", в которой с особой силой звучит мысль о слиянии человека и природы, мысль о гармоничном начале бытия. В бесконечной, стекающей в космическое пространство реке света мужчина и женщина прислушиваются к дивной, едва уловимой музыке вечности...
|