Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » ВЫШИВКА

УКРАШЕНИЕ ТКАНЕЙ ( 1 ЧАСТЬ )


 

 

 


Часть первая. 

    Те, кому посчастливилось держать в руках книги Наталии Будур, знают, сколько ценного материала собрано в этих изданиях. В основе «Полной энциклопедии женских рукоделий в двух томах» лежат пособия по рукоделию начала прошлого века, переработанные и дополненные автором книги. Одно из них - французская «Полная энциклопедия дамских изящных рукоделий» - было долгое время в списке 40 самых популярных книг во Франции.
    Второе издание - «Вышивка по канве и бисером (конец 18-начало 20в.)» - не случайно привлекло наше внимание. Мы предлагаем читателям «Пятницы» выдержки из этой книги, касающиеся истории развития вышивки. Мы поделили их на три части. Первая - о истории развития вышивки в государствах Западной Европы. А вторая и третья части перенесут нас на просторы России.
    Мы благодарим Ирину Ержову, подготовившую этот материал к публикации, а также Елену Гарипову, предоставившую «Пятнице» схемы для вышивки конца 19 - начала 20 веков.

 

    ИСКУССТВО украшения тканей - одно из древнейших искусств, которые когда-либо знало человечество. Самые первые украшенные узорами одежды появляются в Ассиро - Вавилонии. Уже в раннюю эпоху на одеждах возникают узоры, и дошедшие до нас памятники скульптуры позволяют восстановить их. Иногда узор располагается по кайме, обрамляющей ворот, рукава и подол одежды, иногда украшает пояс, иногда покрывает всю ткань. Узоры древности довольно разнообразны и в большинстве случаев геометрического характера, составленные из квадратов, прямоугольников, ромбов, кругов и полукружий. А также довольно часто на одеждах встречается и растительный орнамент в виде раскиданных по ткани розеток.
    КАК ЖЕ ПОЛУЧАЛИСЬ узоры на вавилонских тканях - с помощью ли ткацкого челнока или вышивкой? Вавилон в древности славился именно вышивками, и, по словам Плиния, в Вавилоне как раз и был изобретён способ вышивать ткани нитями разных цветов. Впоследствии, уже в римское время, babilonica acus - вавилонская игла, как выражались римские поэты, - славилась пестрыми вышивками золотом с шелком или с шерстью, и драгоценные вавилонские скатерти и ковры - triclinaria babilonica - украшали столовые в домах римских вельмож и императоров.
    Известно, что за такую ткань император Нерон заплатил четыре миллиона сестерций.
    В Египте же в употреблении была в основном льняная одежда, о которой мы знаем по скульптурам и живописи. Многие льняные ткани украшались шерстяными вышивками. Для египетских узоров были характерны ромбы, квадраты и поперечные или расходящиеся лучами полосы. Наряду с такими простыми узорами встречаются более сложные - в виде пальметок, цветов лотоса, кружков, меандров и фигур людей и животных.
    Вавилонские и египетские ткани получили широкое распространение по всем странам Средиземноморского побережья благодаря торговой деятельности финикиян, в древние времена являвшихся посредниками между Востоком и Западом.
    С ШЁЛКОМ Египет и Вавилон, объединившиеся с VI века в персидской державе Ахеменидов, а затем Греция и Рим познакомились благодаря торговле с Китаем и Индией. Одна из легенд гласит, что при императоре Юстиниане два монаха, скрыв в посохах коконы шелка, вывезли их из родины шелка, Китая, где шелк почитался священным.
    О занятиях вышивкой в Древней Греции мы знаем по древнегреческому эпосу, в котором боги и члены царских семей, а также слуги занимаются тканьем и вышивкой. Ткацкое искусство - любимое занятие Афины, изготовлявшей роскошные одеяния для себя и других богов. Афинские девушки посвящали каждый год Афине узорные покрывала собственной работы. Вышивкой занимаются и героини Аристофана и Феокрита.

    Восток - главным образом, Вавилон и Персия - тяготеет к пышному узору, заполняющему все поле украшаемой ткани, в то время как для грека узор - это изящный аксессуар, элементы которого обычно разбросаны по ткани, не отягощая и не заполняя ее всю целиком.
    Древнегреческая вышивка проходит путь от полос с фестонами, кружками, розетками до пышного и тяжелого узора с пальметками и акантом. Дошли до нас и фрагменты вышивки с человеческими фигурами, выполненной шерстью. Все римско-эллинские традиции нашли свое развитие в Византийской империи, откуда искусство вышивки распространилось по всей Европе.

   

Особенно славились знаменитые
aurum filatum cyprense - золотые кипрские нити, - которые изготовлялись из льняных нитей, обвитых тонкими полосками
животной кишки, наружная сторона которой была покрыта тончайшим листовым золотом
или золотою нитью.

 

 

    Древнейшие образцы византийских вышивок восходят к III веку нашей эры, причем до XI века вышивка производилась волоченым золотом, то есть тонкой металлической проволокой, которая только местами пришивалась к ткани. После XI века волоченое золото начинает заменяться золотом пряденым , в котором вместо проволоки из металла идет льняная нить, обвитая тонкой металлической полоской.
    Особенно славились знаменитые aurum filatum cyprense - золотые кипрские нити, - которые изготовлялись из льняных нитей, обвитых тонкими полосками животной кишки, наружная сторона которой была покрыта тончайшим листовым золотом или золотою нитью.
    Часть византийских вышивок была вывезена крестоносцами в Европу после взятия Константинополя.

Вышивание стало одним из основных занятий знатных дам
в свободное время.

 

 

   

    УЖЕ В СЕРЕДИНЕ XII века многие замки поражали роскошью убранства, в котором не последнюю роль играли разнообразные вышивки.
    В замках XIII - XIV веков залы представляли собой нечто вроде палаточного лагеря,ибо каждая кровать завешивалась специальным расшитым пологом-шатром, который в случае ненадобности убирался вместе с шестами для полога в сундуки, стоявшие по периметру

комнат. Вплоть до эпохи Возрождения в залах устраивали выгороженные коврами комнаты и завешанные пологами закрытые кровати. Некоторые ученые видят в этом античную традицию.
    Вышивки, как уже было сказано выше, сначала привозились с Востока, но постепенно вышивание стало одним из основных занятий знатных дам в свободное время.
    В центре гардеробных почти всех замков располагался низкий помост, на котором работали рукодельницы, швеи, портные.
    Для работы же настоящей даме, как рассказывается в одной из средневековых поэм, нужны были только украшенные дорогими камнями инструменты: расшитые кошельки, изящные резные ножи и украшенные эмалью золотые игольницы.
    Всемирно известен гобелен из Байе, вышитый королевой Матильдой, женой Вильгельма Завоевателя, в честь завоевания Англии нормандцами в 1066 году и представляющий собой «рукодельный» рассказ об этом походе. Гобелен этот - льняное полотно (или точнее - громадная лента) размером 70 метров на 50 сантиметров, вышитое шерстью в весьма условной манере. Так, волосы у людей на этом гобелене вышиты и зелеными, и голубыми нитками.
    НАИЛУЧШИЕ церковные вышивки были созданы в Европе в Англии между 1250 и 1350 годами. Этот период известен в истории вышивки под названием opus anglicanum. Рукодельные работы того времени отличает насыщенность церковной символикой и условное изображение людей и животных.
    Для работ, выполненных в период opus anglicanum, всегда употреблялись только лучшие материалы - прекрасного качества льняные холсты или бархат, золотая и серебряная нить, драгоценные камни. Вышивки этого периода характеризуются многофигурными композициями.
    Популярные в средние века в Европе книги символов и эмблем, бестиарии и всевозможные книги о жизни природы, не могли не давать пищи для фантазии прекрасных дам, которые стремились перенести образы животных и растений, а также символы и эмблемы на вышиваемое полотно. После эпидемии в Европе Черной смерти (чумы) в 1348-1350 годах вышивка становится более простой и лаконичной. Рукодельные работы уже не представляют собой столь сложных многофигурных картин, как в предыдущий период. Часто вышиваются трехчастные композиции, в центре которых, как правило, Пресвятая Дева Мария.
    В XV ВЕКЕ в моду входят вышитые одежды - как мужские, так и женские. Вышивка становится делом уже не домашним, а общественным. Возникают первые мастерские, берущие заказы. Появляются и первые печатные образцы узоров.
    XVI век стал переломным в истории вышивки, ибо символизировал переход от вышивки религиозной к вышивке светской. Самой распространенной во всех странах Европы становится вышивка крестом, которая имитировала дорогие гобелены того времени. В основе многих вышивок по канве лежат рисунки и гравюры фламандских мастеров.

    В XVI веке появляются и первые руководства по самостоятельному нанесению рисунка на канву - с этого времени рукодельница могла перенести в вышивку любой понравившийся ей рисунок. Художник Кенниро Кеннини представляет свою систему по рисованию чернилами или сепией узора на канве и раскрашивания его для последующего вышивания.
    Именно в это время в вышивках особенно часто используются мотивы из античной мифологии и произведений античных авторов. Очень популярны были сюжеты из басен Эзопа.

   

XVI век стал переломным в истории вышивки.
Самой распространенной во всех странах Европы
становится вышивка крестом.

 

 

    Символика античной мифологии и литературы буквально пронизывает работы мастериц, начиная с гобелена из Байе. Так, саламандры символизируют огонь, а птицы обозначают воздух. Охота на оленя в вышивках этого периода символизирует радость жизни перед ее концом.
    Очень часто вышивали пологи для кроватей, которые чаще всего представляли собой либо охотничьи сцены, либо сцены из басен, либо цветочные композиции.
    Цветы становятся одним из преобладающих мотивов в вышивке, начиная как раз с этого времени.

Одним из самых интересных образцов вышивок по канве животных по праву считаются оксбургские драпировки,
вышитые королевой Марией Стюарт.

 

 

   

    Как это не кажется нам странно, но вплоть до XVII века в английских вышивках часто встречается кролик, который был завезен в эту страну, по всей вероятности, при Вильгельме Завоевателе. Кролики никак не хотели размножаться на Туманном Альбионе, и до конца 16 века их было запрещено убивать. На отстрел кроликов выдавались специальные разрешения - как правило, лишь владетельным особам, - а крольчатина была изысканнейшим блюдом. Вышитые же кролики символизировали богатство и власть.

    Животных вообще довольно часто изображали в вышивках. Одним из самых интересных образцов вышивок по канве животных на основе книг 14 века по естественной истории по праву считаются оксбургские драпировки, вышитые королевой Марией Стюарт, которая была большой рукодельницей, и графиней Бесс Шресберийской.
    Довольно часто в этот период применяется особая техника: сначала элементы композиции вышиваются на канве, а затем переносятся на основу картины или панно - дорогостоящие бархат и дамаск.
    Именно в 14 веке появляется силуэтная вышивка (стебельчатым швом черными нитками по белому фону), которая впоследствии станет столь популярна в вышивке крестом и бисером.
    Самыми распространенными в то время были так называемые «ученические» вышивки, которые представляли собой вышивание хлопчатобумажных полотен и состояли из изображения отдельных элементов и небольших - сюжетов, которые в последствии служили своеобразными «справочными» пособиями. Такие вышивки передавались из поколения в поколение, и из них часто составляли целые коллекции.
    Ученические вышивки композиционно строились по одному и тому же принципу - вокруг картины располагалась кайма. А в центре или внизу вышивались дом или церковь, вокруг которых были «разбросанны» отдельные элементы. В 14 веке в Германии появились первые книги с образцами вышивки ( например, книги Иоганна Шершпегера (1523) и Иоганна Зибмахера (1597 и 1601)). Эти образцы и сюжеты из Библии использовались при вышивке жанровых картин.
    В XVIII ВЕКЕ вышивки становятся более формальными, упрощёнными, с чётко геометризованными композициями, с одной стороны, а с другой - в них очень заметно влияние искусства Индии и Китая. Произошло это в результате «наводнения» Европы предметами восточного искусства благодаря торговле голландской Ост - индийской компании - со странами этого региона, что не могло не найти отражения в вышивках.
    Так, на вышивках часто встречаются пагоды, а цветы как правило, стилизованы. И только позднее - в конце века - китайские мотивы «прорвутся» в бисер. В Россию китайцы «доберутся» лишь в начала века 19.

    Мода на вышивки в это время (18 век) распространялась из Франции, где при дворе работало множество профессиональных художников и вышивальщиц. Именно этому периоду принадлежит честь дальнейшего распространения цветочного орнамента, который буквально покрывал мебель (расписная мебель с цветочными мотивами, мебель с фарфоровыми накладками, с нарисованными цветочными композициями), портьеры, скатерти, салфетки, диванные подушки).

   

В 1749 году в Англии выходит первый дамский журнал "Ladies", в котором читательницам предлагались и рисунки для вышивания.

 

 

    С 1730 года вышивают стилизованные цветы - «китайские» - в виде букетов в вазах, корзинах или в виде цветочных арок и венков. Через пятьдесят лет мода меняется, и в 1780 году те же букеты вышивают уже более реалистично - на фоне пастельных тонов. Иногда такие светлые фоны расшивались голубой искрой - то есть кое-где в правильном шахматном порядке по светлому фону делался голубой стежок. Такими реалистичными они останутся до конца 19 века, когда реализм сменит модерн с его текучими линиями. В 18 веке появляются и пасторальные сценки, которые будут существовать вплоть до середины следующего столетия.
    В 1749 году в Англии выходит первый дамский журнал "Ladies", в котором читательницам предлагались и рисунки для вышивания (в том числе и счётные схемы).
    С 1770-х годов вышивка по канве занимает первое место среди женских рукоделий, чему в первую очередь способствовало изобретение, вошедшее в историю вышивки под названием «берлинской шерсти» и получившее самое широкое распространение в Германии и викторианской Англии.

 

 


Источник: http://www.paraskeva.ru/history.htm
Категория: ВЫШИВКА | Добавил: paraskeva (20.02.2008)
Просмотров: 2004 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Календарь
Категории каталога
ВЫШИВКА [16]
Статьи о различных видах вышивки
РОДНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ [14]
Такое знакомое и незнакомое
Форма входа
Приветствую Вас Гость!
Друзья сайта


Православие.Ru


PARASKEVA
Сайт о ручной вышивке
РУКоДЕЛИЕ.by от Журнала 'Ксюша'
Учебно-информационный ресурс по рукоделию


Rambler's Top100


Рукоделие ПЛЮС © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz