Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » ВЫШИВКА

УКРАШЕНИЕ ТКАНЕЙ ( 3 ЧАСТЬ )

Часть третья.

После проведения реформ в России во второй половине XIX века и отмене крепостного права в стране меняется общественно-политическая ситуация. Интеллигенцию в первую очередь, начинают волновать проблемы выбора Россией пути- западного или собственного, русского. Нигде в Европе этого времени вопрос национального самоопределения не стоял так остро, как в России.

 



ЫШИВКА В РУССКОМ СТИЛЕ

    ВТОРАЯ половина XIX века ознаменована в истории русской культуры как время интереса, признания и восстановления народного творчества.
    «Интерес к нему со стороны русской общественности необыкновенно возрос, - вспоминала А.Н.Изергина. - Летом 1881 года Репин с Поленовым приобрели в деревне Репихино Московской губернии старинную резную доску, украшавшую фасад избы. Этим приобретением было положенно начало Абрамцевского собрания народного искусства, которое в последствии служило образцами для Абрамцевской учебно-столярной мастерской, организованной в 1882 году Е.Г.Мамонтовой.
     В 1891 ГОДУ Московское губернское земство организовало учебно-игрушечную мастерскую в Сергиевом посаде. Её существование многим обязано Сергею Тимофеевичу Морозову, попечителю Московского Кустарного музея».
 
В это время В.Гартман, известнейший архитектор
«русского стиля»,
выпускает альбом народных вышивок с предисловием
В.Стасова.

 
   

    Н.Д.Бартрам в 1893 году в деревне Семёновка Лиговского уезда курской губернии организовал учебно-столярную мастерскую для детей крестьян из окрестных деревень.
    В это время издаются подряд несколько фундаментальных трудов по русскому орнаменту ( прежде всего В.Стасова и В.Бутковского), а В.Гартман, известнейший архитектор «русского стиля», выпускает альбом народных вышивок с предисловием
В.Стасова.

     На устроенной в 1895 году в Петербурге Первой Всероссийской выставке печатного дела демонстрировалась знаменитая коллекция народных узоров, вышивок и кружева К. Далматова, тщательно собранная им для «оснащения документальным историческим материалом художественной деятельности в «русском стиле». Несколькими годами раньше, в 1889 году было выпущено издание, оформленное в русском стиле И. Ропетом. Замысловато выписанное название на титульном листе говорит само за себя: «Русские вышивки, исполненные К. Далматовым по атласу цветным шелком на мягкую мебель, по полотну на карнизы окон и дверей в русский терем Датского Королевского парка Фреденберг в 1889 году. Узоры взяты К.Далматовым из обширного его собрания образцов народного шитья великороссов Московской, Новгородской, Тверской и Ярославской губерний».
     РУССКАЯ народная вышивка в конце XIX века чуть не исчезла и была возрождена во многом благодаря стараниям дворянства, в частности, княгини М.К.Тенишевой.
    Вот что написано в приложении к журналу «Мир искусства» за 1904 год: «Вышивки смоленских крестьянок, до сих пор мало кому известные и впервые появляющиеся в Петербурге, возродились при следующих условиях.
    В Смоленской губернии, в имении Талашкино княгини М.К.Тенишевой, при низшей сельскохозяйственной школе образовалась мастерская резьбы по дереву, <...>

Русская народная вышивка в конце XIX века чуть не исчезла и была возрождена во многом благодаря стараниям дворянства, в частности, княгини
М.К.Тенишевой.

 
   

керамики, рисования и вышивания. Но так как покупной материал для вышивания отличается бедностью и непрочностью красок, то для устранения этого недостатка при школе была устроена красильня <...>.
Надо заметить, что старинный способ вышивания и тканья во многих деревнях совершенно выродился и исчез, в других же вследствие упадка красильного и ткацкого искусства, производился дешевым фабричным материалом грубых, ярких цветов.

    Когда же попробовали заказывать крестьянкам те же узоры на их же холсте местной льняной и шерстяной пряжей, окрашенной в Талашкинской красильне, то результат превзошел все ожидания: природный вкус, любовь к рукоделию, самобытное творчество крестьянок снова нашли себе применение».
    В 1923 году В.Дудорева писала: "В народе художественно-ремесленные навыки, вынесенные из крепостной рукодельни, в значительной мере растерялись под влиянием нахлынувшего фабричного товара.
     Женские художественные работы сохранились там, где женщины еще не утратили обычая самим украшать свою одежду; да кое-где по женским монастырям.

    Когда земства начали интересоваться так называемыми кустарными промыслами, обнаружилось, что бисерное рукоделие почти исчезло.
    Бисерной вышивки старого помещичьего типа в народе нет совершенно. Бисер входит кое-где в отделку разных прошивок и вставок, наравне с нитками, блестками и т. д. А главное его применение - в низании. Эти бисерные низки распространены главным образом в юго-восточной России и среди инородцев Поволжья, а через их влияние и у русских крестьян соседних губерний. <...>.

   
 

В народе художественно-ремесленные навыки, вынесенные из крепостной рукодельни, в значительной мере растерялись под влиянием нахлынувшего фабричного товара.

    Некоторые также рукодельные кустарные мастерские, организованные по губерниям земствами под руководством художников, и некоторые школы художественных рукоделий, устроенные частными лицами, вводили в свою программу бисер, в применении к вышивке и низанью. Гнездо кустарных бисерщиц можно указать в Тульской губернии, где С. А.Ильинская устроила бисерные работы в деревне Воронцовке Чернского уезда (1891 г.). Отсюда работа разошлась по соседним деревням и благодаря несложной технике низанья прививалась довольно легко. Здесь делали плоские бисерные цепочки «ожерелки» - как называли их крестьянки; пользовались старинными народными узорами, повторяя в бисере опять те же «лапы» - «кресты» - «круги» - «окошечки» - «елки» и т. п., которые выполнялись столетия тому назад в кружеве, строчках и вышивках. Бисер получался заграничный при посредстве Москвы. Дело это вызвало подражание в Новоторжском уезде Тверской губернии, где земство также открыло мастерскую бисерных работ. В Московской губернии есть артель бисерниц, которая также нижет цепочки. Эти работы, исполненные в духе типичного народного творчества, имели большой успех не только в России, но и за границей, где они появились впервые на Лейпцигских ярмарках (мессах) и очень быстро стали предметом подражания, особенно в Мюнхенских рукодельных школах.
    В Англии времен королевы Виктории, где вышивка берлинской шерстью была, как уже говорилось выше, необыкновенно популярна, придумали свой шов - викторианский бархатный стежок.



    В том же 1891 году М.Ф.Якунчикова устроила рукодельную вышивально-ткацкую мастерскую в селе Соломинка Тамбовской губернии. Когда ученицы приобрели некоторую умелость в исполнении рисунков, им было предложено вышиванье бисером; и после навыка долгих лет здесь удалось возродить вышивку помещичьего типа. Работы исполнялись ими по старинным образцам, или по композициям под руководством художницы Н.Я.Давыдовой. Более слабые ученицы делали легкую работу - низанье цепочек. Бисер выписывался из Богемии и отчасти из Венеции. Работы Соломинской мастерской получили на Второй Всероссийской кустарной выставке почетный диплом. <...>
    Такого же типа вышивки делались в некоторых мастерских Киевской губернии. В программы профессионально-рукодельных школ бисер входил у нас очень редко. Можно указать на школу госпожи Ребениц в Ревеле, где имелись курсы по вышиванью бисером; школу Народного Искусства в Петрограде, здесь имелось небольшое, но интересное собрание бисера у В.П.Шнейдер».
    БОЛЬШОЙ интерес к вышивке проявлял и Н.Д. Бертрам, в 1906 году ставший заведующим художественной частью Кустарного музея. Вместе со своей женой он создавал вышивки-панно. Вот как вспоминает об этом А.Н.Изергина: «У окон было мамино царство: пяльцы. В зависимости от размера вышивки они были то очень большие, то маленькие. Рядом лежали мотки яркого шелка - филозели, огромные катушки с золотой и серебряной нитями и канителью; катушки с тонкими разноцветными шнурками, сукно разнообразных расцветок; легкий, как дымка, прозрачный муслин и суровый холст. Из комбинаций всех этих материалов мама под руководством отца и по его рисункам создавала своеобразные вышивки-панно.
    Несомненно, отец, начав эту работу, находился под впечатлением старинных русских вышивок, где аппликация объединялась с вышивкой. В этой же технике работала и мама.
    Выполнение панно начиналось с перевода эскиза панно на папиросную бумагу. Переведенный эскиз накладывался на холст, натянутый на пяльцы, и мелкими стежками по рисунку приметывался к холсту. Затем бумага удалялась, и мама, сверяя переведенный рисунок на холсте, начинала вышивку.
    Отдельные детали эскиза делались из разноцветных сукон, которые приклеивались к холсту клейстером и обшивались по контуру цветными тонкими шнурками».
    ТЕМ НЕ МЕНЕЕ не стоит думать, что интерес к русской вышивке (которая, собственно, и представляет для нас интерес) и русскому национальному костюму возродился лишь во второй половине XIX века.
    Впервые русское платье было запрещено в России Петром I, но его указы не распространялись на податные сословия, составлявшие основное население. Русское платье начинает возвращаться в бытовую культуру русского дворянства при Екатерине Великой, которая принимала в «русском платье» Иосифа II, императора Австрии. В мемуарах . Варвары Николаевны Головиной, фрейлины императрицы Екатерины, мы несколько раз встречаем упоминания о «русском платье», которое особенно популярно стало во время Отечественной войны 1812 года. «Дамы отказались от французского языка, - писал Ф.Ф.Вигель. - Многие из них почти все оделись в сарафаны, надели кокошник и повязки; поглядевшись в зеркало, нашли, что сей наряд к ним очень пристал, и не скоро с ним расстались».
    27 февраля 1834 года было утверждено «Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к высочайшему двору», которое регламентировало «русские платья», приличные для статс-дам, гофмейстрин, фрейлинам и наставницам великих княжон. Замужние дамы должны были носить повойник или кокошник, а девицы - «повязку». Головные уборы дам и девиц могли быть (в отличие от платьев) любого цвета, но с белой вуалью.
    В 80-Е ГОДЫ XIX века в среде прогрессивно настроенной интеллигенции в моду начинает входить русский национальный костюм. Об этом подробно вспоминала в своих мемуарах Вера Николаевна Харузина: «В те годы, - писала она, - начал входить в моду так называемый «русский костюм» - и мама, и Лена вышивали кофточки красной и синей бумагой крестиком. Вышивали они также полотенца «русским швом»»
    Полотенца в русском стиле со всякими забавными надписями типа «Выпью чаю я со своей Машей» или русскими пословицами и поговорками были также очень «модны». Их даже дарили в особо торжественных случаях. Далматов выпустил сборник русских пословиц и поговорок для вышивания их на русских полотенцах.
    По воспоминаниям Н.С.Буркович, в ее семье хранилось такое полотенце, подаренное одному из ее родственников, господину Левитану, владельцу и директору частной школы массажа в Москве, от благодарных учениц. На полотенце были вышиты крестиком следующие стихи:
Мы попляшем, попоем,
И на время позабудем,
Как мы, горькие, живем.
    Именно в русских костюмах было разрешено ученицам появляться в гимназиях, где были довольно строгие правила ношения форменной одежды.
 

Полотенца в русском стиле
со всякими забавными
надписями типа
«Выпью чаю я
со своей Машей»
или русскими пословицами и поговорками были также очень «модны».

   

    «Нам было разрешено в жаркие весенние дни приходить в гимназию <...> не в форменном платье, а в так называемом «русском костюме», который был тогда в моде, - вспоминала В.Н. Харузина. - Так как большинство учениц сами вышивали свои костюмы и выбирали разный покрой рубашек, фартуков и различную окраску юбки или сарафана, то тут можно было проявить вкус и трудолюбие и похвастаться ими перед подругами». В таком русском платье мы видим на фотографии княгиню М.К. Тенишеву.
    Во многих альбомах узоров для вышивания по канве в это время появляются рисунки народных костюмов - как для мужчин, так и для женщин.

    «Наши знакомые часто наезжали к нам в Быково - и наша дачная жизнь там, - вспоминала В.Н. Харузина, - неразрывно связана с ними. Вот я вижу перед собой Г.А. Рачинского в голубой или бордо шелковой рубашке, в высоких сапогах (этот «русский» костюм очень шел к нему), в светлом картузе из чесучи, чаще всего с книгой в руках, что-то кому-то вечно излагающим или доказывающим. Мелькает перед моей памятью Цемш в красной шелковой рубашке, которая нам не нравится на нем, но полный, как всегда, жизнерадостной энергии, и скромный Н.Н. Хмелев, носивший помимо русской рубашки еще и поддевку».
    Вера Николаевна объясняет и причину, по которой в среде интеллигенции был столь популярен русский костюм - это доказывало «умение приближаться к народу, то, что, казалось тогда, утрачено было в значительной мере интеллигенцией».
    Рисунки в русском стиле были настолько популярны, что их даже использовали для привлечения интереса к своей продукции многие известные фирмы - почти совсем, как делают рекламные агенства в наши дни. Так, парфюмерная фирма «Брокар и К°, поставщик Ее императорского высочества, великой книгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской, поставщик королевского испанского двора» оповещала своих покупателей в торговой рекламе 1890 года:
     «Продается глицериновое мыло в оранжевой обертке и с русским рисунком в виде премии».
    Другой, не менее известный торговый дом «Парфюмерная лаборатория И.Голлендер», выпустившая рекламный листок своей продукции в 1902 году под «девизом»: «Фирма не обращает особенного внимания на наружную упаковку произведений, заботясь лишь о безукоризненном качестве продуктов. Сказанные в сем прейскуранте предметы разрешены С.-Петербургским Столичным Врачебным Управлением», - тем не менее печатает свой прейскурант на обороте листа с рисунками для вышивания по канве в русском стиле.
     «Корни орнамента русской вышивки уходят в глубокую древность. В нем сохранялись следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу и, помещая на своей одежде и предметах быта изображение солнца, древа жизни, птиц, женской фигуры как символов жизненной силы, счастья, плодородия, верили, что они принесут в дом довольство и благоденствие...
    Русская народная вышивка всегда отличалась и отличается особым разнообразием. Когда мы говорим о вышивке Русского Севера, то сразу представляем себе ее прекрасный декоративный узорный мир, населенный сказочными людьми, птицами, животными, обитающими среди цветущих кустов и деревьев».
    ДРЕВНЯЯ русская вышивка представляет собой своеобразную систему магических знаков. Считалось, что наиболее благотворную силу имеют узоры, вышитые в канун весны. Ромбические фигуры, часто встречающиеся на ритуальных полотенцах и одеждах, - это символы плодородия, означающие одновременно и землю, и женщину, и растения. Круглые розетки, крестообразные фигуры, свастики - очистительные и охранительные знаки.
    Вышивку почти всегда исполняли исключительно счетными швами, т.е. швами по счету ниток ткани: росписью (двусторонним швом), набором строчевыми ажурными швами по продернутой ткани. Росписью исполнялись самые древние вышивки, на которых изображены человеческие фигуры и птицы, а также всевозможные орнаментальные мотивы.
    Очень красивы мужские рубашки, подолы которых украшены многоцветными и многофигурными композициями. Верх таких рубах и плечи сплошь зашиты цветными прямоугольниками с орнаментальными узорами. Тут надо специально оговориться, что в русских вышивках, как правило, всегда бывает нагружен низ изделия - будь то полотенце, скатерть или рубаха.
    Строчевая белая вышивка с геометрическими мотивами - явление общерусское. Вологодские белые полотняные вышивки отличают растительные узоры с размытым контуром фигур и ажурными многообразными фонами внутри таких силуэтов.
    Существовал даже специальный «вологодский шов по письму», при котором контур обводился тамбурным швом, а фигуры расшивали атласниками. Нитки же ткани вокруг фигур выдергивали и перевивали в ажурную сетку.
    В ярославских и тверских вышивках мы видим белые силуэты, обведенные цветными нитками или гарусом, трехчастных композиций. Вещи, изготовленные в Смоленской, Калужской, Орловской, Тульской и Рязанских губерниях, отличаются цветной перевитью, то есть сетка фона в них перевита цветными нитками, а сам узор вышивается по ним белым по нитям основы полотна.
    В севернорусской вышивке стойко сохранялись орнаментальные мотивы, связанные с дохристианскими верованиями и имевшие широкое распространение на территории Европы в древности. Они изображали трехчленные композиции с женщиной в сопровождении коней или птиц.
    В Новгородской и Ярославской областях была развита белая строчевая вышивка по выдергу нитей с изображением птиц и жанровых сцен. Сюжетный орнамент, в частности с трехчленной композицией, встречался и в старинных вышивках сибирских крестьян.
     Изделия мастериц владимирских и мстерских вышивальных промыслов славились особыми швами. Здесь белым по белому выполнялись с применением глади и решёток сложные и тонкие цветочные орнаменты
     Для южно русских губерний была характерна вышивка с преобладанием красного цвета с весьма насыщенной орнаментикой. Основными орнаментальными мотивами здесь были геометрические композоции. Основу составлял ромб, квадратный («круг») или удлинённый, поставленный на угол. По углам ромб часто имел прямые излучения («репей»), которые иногда загибались под углом («лягушка») или разрабатывались как ломаные спирали. В западных и юго-западных губерниях ( Смоленской, Орловской) были распространены узоры с прямоугольно-ступенчатой разработкой сторон ромба.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    «ДОМАШНИЙ УЮТ и внутренний комфорт наших жилищ стоят в прямой зависимости от удачного выбора отдельных предметов обстановки и гармонии между всеми составными ее частями.
    Не только мебель, гардины и стенные украшения, но и разного рода безделушки и мелочи являются факторами получения этого комфорта и уюта».
    Трудно не согласиться с подобным утверждением, однако после 1917 года постепенно менялись представления о домашнем уюте и быте советского человека. До 40-х годов XX века в некоторых домах еще сохранялись старые счетные схемы, но выпускались только альбомы самых простых узоров, состоявшие из «перепевов» дореволюционных дешевых изданий.
    Партией и правительством внушалась мысль, что создание уюта - пережитки прошлого, «буржуазная отрыжка».
    Если в 30-е и 40-е года XX века в Европе были очень популярны вышивки коттеджей с цветущим садом, то в России вышивали только несколько цветочков на простеньких кофточках.
    Лишь в 50-е годы, «когда благодаря заботе партии и Правительству стали неуклонно расти материальное благосостояние советского народа, его культурный уровень, <...> увеличивается спрос населения на предметы декоративного и прикладного искусства, возрастает потребность в художественно оформленных бытовых изделиях».
    Но к этому времени большинство старинных узоров и счетных схем было утеряно. Вышивка становится намного грубее, что видно на приведенных в нашей книге рисунках и вышивках того времени, и можно говорить о ее деградации.
    В последние годы вышивка по канве и бисером переживает расцвет, который часто называют вторым рождением. Домашнее рукоделие идеально компенсирует утомительные ежедневные поездки в общественном транспорте, дает возможность творить и удивить родных и близких старомодным рукодельным подарком.
    Надеемся, что и наша книга поможет вам создать иголкой настоящее произведение искусства, ибо, как писала Агата Кристи, «жажда творчества может проявиться в любой сфере: будь то вышивание, приготовление изысканных блюд, живопись, рисунок, скульптура, сочинение музыки или стремление писать романы и рассказы».

    P.S. Более подробно о вышивке можно прочитать в книге автора Наталии Будур «Вышивка по канве и бисером (конец XVIII - начало XX вв.)» М.:Олма-пресс,2001г
.



Источник: http://www.paraskeva.ru/history3.htm
Категория: ВЫШИВКА | Добавил: paraskeva (05.05.2008)
Просмотров: 3229 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Календарь
Категории каталога
ВЫШИВКА [16]
Статьи о различных видах вышивки
РОДНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ [14]
Такое знакомое и незнакомое
Форма входа
Приветствую Вас Гость!
Друзья сайта


Православие.Ru


PARASKEVA
Сайт о ручной вышивке
РУКоДЕЛИЕ.by от Журнала 'Ксюша'
Учебно-информационный ресурс по рукоделию


Rambler's Top100


Рукоделие ПЛЮС © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz